muacre (muacre) wrote,
muacre
muacre

Categories:

Московское метро vs London Underground

С детства слышал - московское метро - лучшее в мире. И никогда не сомневался, пока не прокатился в других метро. Теперь мое личное мнение - московское метро - не лучшее в мире. Хотя у него есть свои достоинства.

Сравним его, например, с лондонским. Сначала нужно сравнить города, население и, собственно, задачи, которые выполняет метро.
Лондон. Дата постройки метро - 1863 г. Москва. Дата постройки метро - 1935 г.
Лондон Москва %
Население (млн)* 14 14 100%
Площадь города (км²) 1577 1081 69%
Количество станций 275 176 64%
Протяженность линий (км) 408 294 72%
Количество пассажиров в день (млн) 3 8.7 290%

*Население Лондона 7 млн. человек. На самом деле вопрос в том, что понимать под городом Лондон. Если учесть пригороды, которые примыкают к Лондону так, что границы не видно, то получится около 14 млн. Это нужно принимать во внимание, поскольку лондонское метро выходит далеко за пределы города и покрывает эти пригороды. Например, на нем можно доехать до аэропорта Хитроу. Поэтому будем учитывать население зоны обслуживания.
Официально в Москве живет 10 млн. человек. В Москве работают люди из области, а также незарегистрированные мигранты. Реальная численность людей, постоянно находящихся в городе - 14 млн. человек.


Производительность

Итак, московское метро имея в полтора раза меньшую протяженность линий и в полтора раза меньшее количество станций перевозит в 3 раза больше пассажиров. Вот откуда берется такая давка.





Как выглядит лондонское метро в часы пик? Нет свободных мест, но люди не задевают друг друга. Приблизительно так.


С другой стороны, поезда в московском метро хотят с диапазоном в минуты, а в лондонском можно прождать и почаса.

Транспортная система

Города примерно одинаковы по численности населения. Почему москвичи ездят на метро в три раза больше, чем лондонцы? Одно из двух - или они больше ездят на чем-то другом, или просто меньше ездят. Средний лондонец совершает 2.85 путешествия в день. Вот как они это делают.



Видно, что в основном лондонцы передвигаются на машинах - 40% путешествий или пешком - 31%. А на метро совершается только 7% путешествий. Это легко объяснить - на машине удобней.

Если спросить лондонца о пробках, он ответит: "Ужас!". Но на субъективный взгляд москвича, пробок в Лондоне вообще нет, в час пик это выглядят как в Москве в 5-6 утра, причем не только в центре, где въезд платный.

Почему пешком? Видимо потому, что офисы, магазины, развлекательные заведения и жилые дома распределены более или менее равномерно. Вот и ходят пешком, а не создают давку в метро. Кстати, среднее пешеходное путешествие занимает 15 минут.

Комфорт

Отдельно можно сравнить комфорт. Лондон и его метро имеют одно большое отличие от Москвы. Там нет таких огромных пространств. Станции маленькие, переходы короткие или их нет вовсе, поезда соседних веток стоят рядом, поэтому такого скопления людей как в Москве вы не видите. Имхо, одно это резко снижает стресс от пользования метро.

В вагонах мягкие сиденья и не так шумно, можно разговаривать не крича друг другу в ухо. Субъективно, с учетом того, что давки не бывает никогда, поездка в лондонском метро кажется гораздо более комфортной.

Депрессия

На сайте департамента транспорта Москвы обнаружил такой документ - "Поездка в московском метро у многих вызывает дискомфорт". Респект департаменту. Там, кстати, написано, что ежегодно в московском метро 40 человек кончает самоубийством, бросаясь под поезд. И это проблема не только московского метро, но вообще метро как транспорта.

Архитектура


Московские центральные станции строились не только для того, чтобы возить людей. Но и для пропаганды социализма. Вот цитаты из речи Кагановича - руководителя проекта строительства московского метро.

"Победа метрополитена - победа социализма
...
Метрополитены в капиталистических городах строятся мрачными, однообразными, унылыми. Человек идет с работы усталый, спускается вниз, в мрак склепа, садится в подземный поезд и не чувствует не только отдыха, а наоборот, еще больше устает.
...
Социалистическое государство может позволить себе постройку для народа сооружения, которое стоит дороже, но зато дает удобства, лучшее самочувствие, художественное наслаждение населению.
...
Наш рабочий, едущий на метро, должен чувствовать себя в этом сооружении бодро и радостно, зная, что работает для себя, зная, что каждая гайка есть гайка социализма. Он должен чувствовать себя в метро так же радостно, так же бодро, так же хорошо, как чувствует себя в быту, в жизни, на собрании, в клубе, на заводе! (Бурные аплодисменты.)"

Дворцы строились во времена, когда многие люди жили в бараках.

Лондонское метро строилось в 19 веке, как транспорт, станции простые, как в московских спальных районах. Конечно центральные московские, мраморные, с мозаикой, даже несмотря на обветшалость, выглядят гораздо впечатляюще.


Гигантское бомбоубежище

Второй задачей при строительстве метро было создание бобмоубежища циклопических размеров . Для этого его закопали так глубоко, и теперь пассажирам приходится ехать внутрь земли на гигантских эскалаторах. С другой стороны, во время второй мировой это здорово помогло москвичам при бомбежках. Не все замечают огромные ворота, сразу после эскалаторов. Они закроются и спасут людей даже в случае атомной войны. Наверное, это достраивали уже в 50-е.


В Лондоне метро закопали не глубоко. Эскалаторы короткие, а в большинстве случаев их вовсе нет. Это не только меньше давит на психику, но и позволяет быстрее добраться до поезда, ну и ускоряет пасажирооборот.

Пробки на земле

Многие люди ездят на метро, потому что на дорогах ужасные пробки. А почему в Москве такие пробки? Одна из причин - тупиковая централизованная структура Москвы. Что делают москвичи? Так же как и лондонцы, в основном служат в учреждениях и офисах. Но, учреждения находятся в центре, вокруг Кремля с президентом, а офисы вокруг учреждений. А где живут служащие? В спальных районах, по периметру. Вот и получается, что почти все работающие москвичи утром едут в центр, скапливаясь внутри третьего кольца, а вечером - в спальные районы.





В Лондоне, бизнес не так сильно зависит от власти (скорее наоборот), поэтому Даунинг-стрит - в одной стороне, Сити с банками - в другой, вообще же офисы рассыпаны ПО ВСЕМУ городу. Вполне респектабельные компании имеют штаб-квартиры в пригородах.

Поэтому лондонцы ближе ездят и их маршруты рассредоточены. В центр в час пик (с 7 до 10 часов) едет всего лишь 1 млн. человек. Ну и не надо забывать, что въезд в центр с недавних пор стал платным (кстати, статистика не показывает обвального уменьшения трафика).
Еще одна интересная деталь - часто встречаются полосы для общественного транспорта, поэтому им реально можно пользоваться. 80% людей, работающих в центре ездят на работу в общественном транспорте.

Отечественную манеру вождения коротко можно назвать одним словом - хаос. Мы не соблюдаем правил, не выстраиваемся в очереди, не пропускаем друг друга. Они соблюдают. Интересно наблюдать, как поток или даже одинокая машина на лесной дороге меняет скорость ровно по знакам. Все выстраиваются в очереди и никто не прёт перед светофором вперед остальных. Где-то попадалась ссылка на исследование, которое говорит, что если все ездят по правилам, то приезжают быстрее.

Ну и последнее. Чтобы был вкусный чай, нужно сыпать больше заварки. Чтобы было меньше пробок, нужно строить больше дорог.
Протяженность дорог в Москве - 4 667 км. А в Лондоне 14 415 км. Просто в 3 раза больше дорог. Можно вообще без метро обойтись.

Манеры

В последнее время в моде патриотизм. Стало принято ругать иностранцев и вообще англичан. Но это не очень правильно. Мы находимся на этапе модернизации и нужно не ругать, а анализировать и учиться лучшему.

Есть такая у нас историческая проблема. Слабые социальные навыки вообще, и жизни в городе в частности. Это не потому что мы от природы хамы, а потому что история у нас такая. Последние 100 лет нужно было выживать, борясь за место под солнцем с соседом насмерть. Вот такая борьба для нас характерна и на дорогах и в метро. Мы оттталкиваем друг друга, протискиваемся, пугаем грозными взглядами и т.п. С друзьями мы приветливы и открыты. Но на улице у нас взгляд хмурый, первая реакция от контакта с незнакомым человеком - настороженность.



Вот этот абзац может быть читать будет совсем неприятно, но не удержусь. Англичане (и не только) имеют другую историю. У них было и есть классовое, сословное общество. Раньше хамить патрициям было опасно для жизни, сэр сэра тоже мог на дуэль вызвать. Сейчас могут засудить и попадешь на немалые деньги. Поэтому они очень вежливые. Я бы даже сказал, тотально приветливые. Не то чтобы ходят с постоянной улыбкой дауна, но улыбка появится всякий раз, когда вы случайно посмотрите на кого-нибудь. Никто не остановится резко, когда позвонит мобильник, так, что сзади идущие влепятся ему в спину. Даже не задев вас, проходящий мимо человек на всякий случай извинится. Лично для меня это меняет ощущения от поездки в метро.

Безопасность, нищие

Метро - опасное место. В нем воруют, что в Москве, что в Лондоне. В нем могут и морду набить. Статистику преступности я не нашел, но сравнивая ощущения кажется, что в Москве намного больше гопников, всяких скинов, футбольных фанатов и прочей опасной молодежи. Если вы не белый россиянин, я вам совсем не завидую. Например, испанцы и латиноамериканцы опасаются к нам приезжать, потому что их иногда принимают за кавказцев, а это сами понимаете, чревато.

Нищие, уличные музыканты есть и там и там. Нищета российская беспросветна и ужасна.

Нищета лондонская, имхо, это сознательная асоциальность. Подают нищим в Лондоне кажется больше, во всяком случая шляпа на палец засыпаная фунтиками - это то, что можно увидеть в переходах.

А еще встречаются профессиональные нищие - социальные работники, которые собирают милостыню (пожертвования), получая за это зарплату от мэрии, потом деньги передают настоящим нищим.

Вообще, чем профессиональней уличные музыканты, тем беднее страна. Это такой индикатор. Помнится в 90-е в переходе на Манежной играл настоящий скрипичный ансамбль. Лондонские музыканты в метро - просто лабухи. Московские в большинстве - тоже. Но иногда попадаются настоящие виртуозы. К сожалению.

Собаки

Собаки повсюду, на улицах, на станциях метро - это фирменный стиль Москвы. Бродячих собак порождают любители домашних собак. Они же и не дают их отлавливать.

Все привыкли, что на каждой станции метро живет свора собак, их жалеют, а людей, которых они регулярно кусают и пугают - нет. По-моему, это маразм. Проявлять гуманизм к людям конечно труднее. В лондонском метро собак нет. Думаю нет и нигде.

Цены

Лондонское метро дорогое. Билет на одну поездку стоит 4 фунта, это примерно 200 рублей. За 6 фунтов (300 рублей) можно купить проездой на один день, без ограничения количества поездок в метро и автобусах. Правда лондонцы покупают специальные карты - Oyster, по которым поездка обходится в 1.5 фунта (75 рублей). Эксплуатацией метро занимается несколько частных компаний, под контролем городских властей. Недавно одна из них имела финансовые проблемы, были забастовки и жуткая давка.

Московское метро дешевое. Одна поездка - 17 рублей. Почему? Потому это госпредприятие и реальные расходы гражданина завуалированы. Капитальные расходы оплачивает вся страна из федерального бюджета. Дополнительно москвичи платят дотациями из московского бюджета. Ну и зарплаты. Машинист в московском метро получает около 500 фунтов, а в лондонском вряд ли меньше 5 000 фунтов. Точных данных у меня нет.

Резюме


Московское метро, с учетом меньшей развитости линий, производительнее лондонского примерно в 4-5 раз. Лондонское метро - это альтернатива. В Москве метро - последний действующий транспорт.

Уменьшить давки в метро можно только путем переноса офисов из центра в спальные районы или в пригороды. Это, кстати, самый реалистичный способ уменить и пробки на поверхности.

По сравнению с лондонским, московское метро более депрессивно, зато оно дешевле.

***

Источник транспортной статистики по Лондону - отчет мерии Tranport for London 2007.
Источник транспортной статистики по Москве - сайт департамент транспорта и связи Москвы.
Tags: Лондон, Метро, Москва, пробки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments