muacre (muacre) wrote,
muacre
muacre

Category:

Система управления РФ



Кликните, чтобы увеличить.

Как известно, работоспособность и эффективность любой организации зависит от системы управления этой организацией.

В бизнесе известны функциональная, проектная и матричная системы управления.

В функциональной системе управление строится по организационной иерархии. У одного элемента (человека или органа управления) есть только один начальник. У одного начальника - более одного подчиненного (если один - то это паразитическое звено). Важным принципом является разграничение полномочий. Это требуется, чтобы исключить дрязги между начальниками за объекты управления, не допустить ситуации, когда подчиненный может выбирать начальника для задачи и сталкивать их лбами. Примерно так управляются заводы.

В проектной системе создаются временные или постоянные проекты, есть несколько равноправных руководителей проектов, в распоряжение которых передаются ресурсы. Руководители проектов подчиняются руководителю организации, у которого могут быть еще и общие службы, выполняющие услуги для всех проектов, например, отдел маркетинга. Так работают некоторые строительные организации, софтверные фирмы.

Есть еще матричная система управления, которая является комбинацией функциональной и проектной систем. В ней существует организационная иерархия и проектный офис, подчиненный руководителю организации и состоящий из руководителей проектов. В такой структуре сотрудники подчиняются одновременно своему начальнику и одному или нескольким руководителям проектов.

Что мы видим в системе управления страной? Структура эта функциональная. Однако потоки управления хаотичны и они постоянно пересекаются.

Президенту подчиняется председатель правительства, а председателю -  министры. Все понятно. В нашем случае, некоторые министры (силовые) подчиняются президенту. Это классическая ошибка - у одного сотрудника два начальника. Конфликт между начальниками неизбежен.

Президент - глава исполнительной власти, премьер - тоже, но он подчиняется президенту. Имеем отношение один к одному, т.е. один из элементов является паразитическим.

Президент исполняет законы, изданные Федеральным Собранием. Оно состоит из двух частей - Совет Федерации (его задача представлять регионы, это компенсатор различной численности населения в разных регионах) и Государственная дума (представляет граждан, пропорционально численности). Совет Федерации назначается президентом. Имеем замыкание - подчиненный сам назначает себе начальников.

В Государственной думе конституционное большинство принадлежит одной партии - ЕР. Ее председателем является другой руководитель исполнительной власти - премьер. Второе замыкание. Снова подчиненный командует своими начальниками.

И второй конфликт потоков управления - две половины одного органа (Федерального собрания) подчинены двум разным половинам исполнительной власти (Президенту и Премьеру). Что интересно, президент может уволить премьера, а премьер может организовать импичмент своему начальнику.

Итак, законодательная власть (Федеральное собрание) издает законы, в том числе Бюджет, а исполнительная власть (правительство, над которым стоит президент) эти законы исполняет и отчитываются перед законодательной.

Исполнительную власть контролирует Счетная палата. Это логично, депутаты не могут сами выполнять финанcовые проверки правительства. Но Счетная палата подчиняется президенту, а не парламенту, как это можно было бы предположить. Т.е. она проверяет своего начальника. Это уже конфликт интересов.

Президент обладает огромными полномочиями, но действует в рамках Конституции, принятой референдумом всего народа. За тем, чтобы Конституция не нарушалась, следит Конституционный суд. Его членов назначает Совет Федерации. Что логично. Но, Совет Федерации назначается президентом. Возникает транзитивность управления: Президент-Совет Федерации-Конституционный Суд и, далее,  замыкание - Президент. Другими словами, Президент сам себя контролирует, т.е. его никто не контролирует.

Та же самая история происходит и с Верхновным судом. Который является последней инстанцией в вопросах законности всего, происходящего в стране. Он транзитивно подчинен исполнительной власти.

Носителем суверенитета и власти в стране является народ. Он выдвигает своих представителей, через которых и реализует свою власть. Эти представители спорят, убеждают друг друга и большинством голосов принимают законы.

Однако есть еще и Общественная палата. Которую назначает президент. Она должна отражать мнение общества. Налицо факт дублирования функций палаты представителей (Думы). Ведь она состоит как раз из законно выбранных представителей от общества.

Органом исполнительной власти является Правительство РФ, которое отвечает за управление страной в целом, интересы регионов представляет Совет Федерации. Однако есть еще и Государственный совет. Который также как и правительство  подчиняется Президенту и тоже отвечает за регионы и стратегию управления страной. Налицо двойное дублирование.

За безопасность граждан и порядок внутри страны отвечает Министерство внутренних дел. За безопасность от внешних посягательств - Министерство обороны. Но еще есть и Федеральная служба безопасности, которая дублирует разведку министерства обороны и функции сыска (и борьбы с оппозицией:)) МВД. Опять плохое разграничение полномочий и дублирование функций.

Но этого мало. Еще есть Совет безопасности, который тоже отвечает за безопасность и включает в себя не только министров-безопасников, но еще и руководителей обеих палат парламента. При том, что он подчиняется президенту. Кроме дублирования снова возникает транзитивное подчинение парламента президенту.

За оперативное управление страной отвечает Правительство. Его проверяют, оно отчитывается перед представителями народа (парламентом). Но еще есть и Администрация президента. Она  является вовсе не канцелярией президента, как можно было бы подумать, а органом управления страной. Правда нелегальным, но зато сильным. Это еще одно дублирование.

Обобщим.

Эрзац-органы управления, которые не описаны в конституции(во всяком случае в текущей функциональности) и полностью дублируют законные органы: Администрация президента, Общественная палата, Государственный совет.

Частичное дублирование функций: Совет безопасности - ФСБ, МВД, МО; ФСБ - МВД и МО, Президент - Премьер, Администрация Президента - Правительство, Дума - Общественная палата, Совет Федерации - Госсовет.

Ошибки подчинения: Президент-Совет Федерации, Президент-силовые министры, Президент-Счетная палата, Председатель правительства-Парламентская партия (партия конституционного большинства).

Резюме. Если бы я был консультантом, и если бы меня пригласили в АО, которое имеет такую систему управления, то лично я сделал бы вывод о частичной неуправляемости такого АО и частичной  неподконтрольности акционерам.
Tags: политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments